Тематика дипломных работ

Тематика курсовых работ для 2 курса СР ДФПО, ЗФПО по курсу Педагогика

Тематика курсовых работ для 3 курса, спец. СР СПД 5; СР СПсД 5, ЗФПО

Тематика курсовых работ для 4 курса, спец. СР СПД 5, ЗФПО

Темы курсовых работ 3 курс, спец. Социальная педагогика, ДФПО

Темы курсовых работ 3 курс, спец. СР СПсД, ДФПО

Темы курсовых работ для 4 курса  спец. Социальная педагогика, ДФПО

Кафедра является профилирующей для специальностей:

1-86 01 01-01 «Социальная работа (социально-педагогическая деятельность)» с присвоением квалификации «Специалист по социальной работе. Педагог»;

1-86 01 01-02 «Социальная работа (социально-психологическая деятельность)» с присвоением квалификации «Специалист по социальной работе. Психолог»;

1-03 04 02-02 «Социальная педагогика» с присвоением квалификации «Педагог социальный».

В настоящее время кафедра организует учебный процесс и обеспечивает преподавание 52 учебных дисциплин.

На кафедре работают 7 высококвалифицированных преподавателей, в том числе 1 доктор исторических наук, 5 кандидатов наук (4 кандидата педагогических наук, 1 кандидат исторических наук). Возглавляет кафедру кандидат педагогических наук, доцент Е.Л. Михайлова.

Научный потенциал кафедры позволяет осуществлять учебно-воспитательный процесс на высоком профессиональном уровне в соответствии с нормативными документами высшей школы.

Ежегодно под руководством опытных педагогов кафедры студенты принимают участие в факультетских олимпиадах по социальной педагогике и социальной работе, в республиканских и международных научно-практических конференциях.

Дополнительно в рамках работы научно-исследовательской лаборатории «Этнопедагогика» студенты участвуют в следующих направлениях научно-исследовательской деятельности:

  • Подготовка и опубликование статей в ежегодном сборнике научных статей «Повышение качества профессиональной подготовки специалистов социальной и образовательной сфер»;
  • участие в республиканских конкурсах студенческих научных работ;
  • публикации в сфере научно-исследовательских интересов.

Научно-исследовательской работой через разнообразные формы (студенческие научные школы, студенческие научные лаборатории, написание дипломных и курсовых работ, исследовательских проектов в рамках проводимых производственных практик) охвачены студенты 2-5 курсов дневного отделения и 2-5 курсов заочного отделения.

Приоритетное направление научно-исследовательской деятельности коллектива кафедры – «Формирование профессиональной компетентности специалистов социальной сферы». В рамках его проблематики: анализируются процессы становления, развития вузовского социального и психолого-педагогического образования; разрабатывается комплексная модель формирования профессиональной компетентности будущих специалистов и определяется ресурсное обеспечение их профессиональной подготовки; исследуются и апробируются инновационные технологии в области социального и психолого-педагогического образования. По научной теме выполняются дипломные работы, магистерские и кандидатские диссертации.

8 февраля 2010 года по инициативе кафедры социально-педагогической работы с целью расширения и координации форм взаимодействия университета с учреждением ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Первомайского района г. Витебска» в образовательной, научно-исследовательской и социальной сферах был создан Учебно-научно-консультационный центр «Актуальные проблемы социальной помощи и поддержки граждан (семей) в условиях трудной жизненной ситуации». Позже он был реорганизован в филиал кафедры социально-педагогической работы.       

                    

С 27 июля 2015 года осуществляет свою деятельность филиал кафедры социально-педагогической работы и на базе ГУО «Средняя школа № 46 г.Витебска» в рамках научно-исследовательской темы «Актуальные проблемы социально-педагогической практики».

Также активно специалисты кафедры работают в рамках направления филиала «Школа молодых специалистов», созданного для педагогов социальных г. Витебска.

Практическая подготовка к профессиональной деятельности осуществляется по следующим направлениям:

  • учебные и производственные практики; 
  • практические занятия; 
  • проектная деятельность; 
  • волонтерская деятельность.

Сотрудниками кафедры за период с 2016 года по настоящее время подготовлены и изданы 491 публикации: 5 учебников с грифом Министерства образования и УМО; 6 монографий; 7 сборников научных статей; 281 статья, в том числе 50 – из Перечня ВАК РБ и РФ; 44 учебных пособия, включая учебно-методические комплексы и программы по государственным экзаменам; 149 материалов и тезисов докладов на конференциях различного уровня.

По инициативе кафедры социально-педагогической работы факультета социальной педагогики и психологии в Витебском государственном университете имени П.М. Машерова регулярно проводятся Международные и республиканские научные и научно-практические конференции для преподавателей и студентов:

  • Международная научно-практическая конференция «Профессиональная подготовка специалистов социальной  и образовательной сфер в условиях трансформации современного общества: проблемы  и перспективы» (15-16 сентября 2005 г.);
  • Международная  научно-практическая конференция студентов и молодых ученых «Социально-психологические и гуманитарные аспекты интеграции культур  в условиях  трансформации современного общества» (10 ноября 2005 г.);
  • Международная научно-практическая конференция «Социальные проблемы современного общества и  человека: пути решения» (15-16 марта 2007 г.);
  • Республиканская научная конференция преподавателей, студентов и аспирантов «Роль молодежных организаций  в гражданском становлении личности» (17 мая 2007г.);
  • Международная научно-практическая конференция «Формирование профессиональной культуры специалистов социальной и образовательной сфер» (18 октября 2007г.);
  • I Международная научно – практическая конференция «Пути, тенденции и направления развития социальной сферы» (2008 г.);
  • Международный научно-практический семинар «Пути повышения качества практической подготовки будущих специалистов по социальной работе» (28 мая 2008 г);
  • II-ая Международная научно-практическая конференция «Пути, тенденции и направления развития социальной сферы» (3-4 декабря 2009 г.);
  • Международная научно-практическая конференция «Социально-психологические проблемы современного общества и человека:  пути решения»  (20-21 октября 2011 г.);
  • Международная научно-практическая конференция «Социально-психологические проблемы современного общества и человека:  пути решения»  (24-25 октября 2013 г.);
  • Международная научно-практическая конференция «Социально-психологические проблемы современного общества и человека:  пути решения» (29-30 октября 2015 г.).
  • Международная научно-практическая конференция «Социально-психологические проблемы современного общества и человека:  пути решения» (25 октября 2018 г.);
  • Международная научно-практическая конференция «Социально-психологические проблемы современного общества и человека:  пути решения (памяти профессора А.П. Орловой)» (29 октября 2020 г.).

В конференциях принимают участие студенты, магистранты, аспиранты, кандидаты и доктора наук из разных регионов Республики Беларусь, Украины, России, Китая, Прибалтики, Польши.

В конференциях принимают участие студенты, магистранты, аспиранты из разных регионов Республики Беларусь, а также представители Украины, России, Китая, Прибалтики, Польши и другие.

Результатом проведения конференций на основе отбора материалов, являются 13 опубликованных сборников материалов конференций. С 2016 года на кафедре ежегодно выпускается сборник научных статей студентов, магистрантов и молодых ученых.

 Преподаватели кафедры также принимают участие в республиканских и международных конференциях, симпозиумах (Россия, Украина, Польша и др.), приглашаются в качестве экспертов в Советы по защите кандидатских диссертаций.

ГУО «Средняя школа № 46 г. Витебска»

Филиал кафедры социально-педагогической работы функционирует на базе ГУО «Средняя школа № 46 г. Витебска им. И.Х. Баграмяна» на основании договора о сотрудничестве с организацией – заказчиком кадров, Положения о филиале кафедры (Положение № П. 1.04.25-2015   от 27.07.2015г.)

Основная задача филиала кафедры – долгосрочное научно-исследовательское и учебно-методическое сотрудничество ВГУ имени П.М. Машерова и государственного учреждения образования «Средняя школа № 46 г. Витебска им. И.Х. Баграмяна» в области совместного использования интеллектуальных, материальных, информационных ресурсов при проведении научно-исследовательских работ, учебно-методической деятельности по приоритетным направлениям развития образования школьников, подготовке студентов, магистрантов и повышения квалификации сотрудников кафедры.

Основные направления деятельности филиала кафедры

Снимок

На филиал кафедры возлагаются следующие функции:

  1. Совместное планирование и организация работ по обеспечению постоянного взаимного информационного обмена по вопросам развития образования школьников, научно-методической деятельности по приоритетным направлениям, а также по вопросам подготовки студентов, магистрантов и повышения квалификации педагогов учреждений образования, в том числе начинающих педагогов, и преподавателей университета.
  2. Организация на базе государственного учреждения образования «Средняя школа № 46 г. Витебска им. И.Х. Баграмяна» волонтерской работы.
  3. Совместная разработка и подготовка к публикации учебно-методических изданий, предназначенных для использования в деятельности учреждений образования, для организации практического обучения студентов университета.
  4. Закрепление на практике знаний, умений, навыков, полученных студентами в ходе образовательного процесса в университете.
  5. Использование учреждения образования «Средняя школа № 46 г. Витебска им. И.Х. Баграмяна» в качестве экспериментальной площадки для проведения социально-педагогических исследований, ориентированных на заказ учреждений образования, при написании курсовых, дипломных работ студентами ФСПиП;
  6. Организация практической подготовки студентов 1-5 курсов обучения и обеспечение регулярного прохождения учебной и производственной практики студентами ФСПиП на базе учреждения образования «Средняя школа № 46 г. Витебска им. И.Х. Баграмяна». Совместное методическое руководство практиками, лабораторными, практическими занятиями, воспитательными мероприятиями.
  7. Проведение совместных научно-практических конференций, семинаров, круглых столов, консультаций с привлечением студентов ФСПиП, преподавателей, работников учреждений образования по актуальным проблемам развития образования.
  8. Содействие установлению прямых связей между учреждениями образования.
  9. Проведение мониторинга требований к специальным знаниям, социальным, личностным качествам специалиста, складывающихся на рынке труда, для формирования целей образовательного процесса на ФСПиП.

Реализация научно-методической темы кафедры

Тема: Психолого-педагогические ресурсы оптимизации взаимодействия субъектов образовательной среды (приказ № 11Н от 14.02.2017 г.)

Раздел: Научно-методическое обеспечение профессиональной подготовки специалистов социальной сферы в условиях вуза.

Заведующий филиалом: старший преподаватель кафедры социально-педагогической работы Королькова Лариса Викторовна

            Государственное учреждение образования «Общеобразовательная средняя школа № 46 города Витебска» начало свою деятельность 1 сентября 2010 года на основании решения Витебского городского исполнительного комитета от 30 августа 2010 г. № 1292 «Об утверждении акта приёмочной комиссии по приёмке в эксплуатацию законченного строительством объекта». 16 апреля 2019 года решением Витебского городского исполнительного комитета школе присвоено имя Ивана Христофоровича Баграмяна.

IMG 571a7b034e0c27bd76f0dfd2e21ba982 V IMG 781e3bb265bc0b4508a6651f22cddc3e V
IMG 560549693179e9b05e5901fa27611f17 V IMG a86e0f21c86f2721ead8caa70439a0de V
IMG e79c4ca8c2ff3ee9588d89939b7c2591 V IMG 20191206 140942

ГУ «Территориальный центр обслуживания населения»

Филиал кафедры социально-педагогической работы создан базе государственного учреждения «Территориальный Центр социального обслуживания населения Первомайского района г. Витебска» в феврале 2010 года (ранее – как УНКЦ  (учебно-научно-консультативный центр). Филиал кафедры социально-педагогической работы функционирует на базе на основании договора о сотрудничестве с организацией-заказчиком кадров, Положения о филиале кафедры (Положение № П. 1.04.26-2015   от 27.07.2015г.)

«Мир, в котором нет чужих», «Развитие через участие» под такими девизами на протяжении почти 19 лет функционирует Территориальный  центр социального обслуживания населения Первомайского района г. Витебска (https://tcson-help.by/).

Основная задача филиала кафедры – долгосрочное взаимодействие и сотрудничество в области повышения качества профессиональной подготовки, формирования и развития профессиональных компетенций будущих специалистов социальной сферы; разработки и внедрения в практическую деятельность инновационных технологий социальной поддержки, социальной помощи и реабилитации социально незащищенных лиц или имеющих ограничения жизнедеятельности.

В рамках работы филиала кафедры социально-педагогической работы профессиональное практико-ориентированное образование будущих специалистов по социальной работе осуществляется по следующим направлениям работы:

  • организация прохождения учебной, производственной и преддипломной практики;
  • организация проведения учебных занятий по циклу специальных дисциплин и дисциплин направления специальности, обеспечивающих формирование профессиональных компетенций, позволяющих работать в инновационных условиях, ориентироваться в новых технологиях, применять знания на практике;
  • участие профессорско-преподавательского состава в работе межведомственных методических и региональных семинарах, проводимых в учреждениях социального обслуживания населения с участием органов власти;
  • участие в работе «Школа социального работника» с целью повышения профессиональной компетентности социальных работников;
  • организация и осуществление научно-исследовательской работы студентов и профессорско-преподавательского состава;
  • совместная организация с территориальным центром научных, культурных, физкультурно-оздоровительных, профориентационных мероприятий;
  • мониторинг качества подготовки будущих специалистов по социальной работе с принятием конкретных решений по устранению выявленных недостатков и выработкой действенных предложений по совершенствованию образовательного процесса и организации практического обучения студентов;
  • участие в волонтерской деятельности и другие.

Реализация научно-методической темы кафедры

Тема: Психолого-педагогические ресурсы оптимизации взаимодействия субъектов образовательной среды (приказ № 11Н от 14.02.2017 г.)

Раздел: Научно-методическое обеспечение профессиональной подготовки специалистов социальной сферы в условиях вуза.

Заведующий филиалом: старший преподаватель кафедры социально-педагогической работы Вакушенко Татьяна Дмитриевна

Публикации:

Вакушенко, Т. Д. Союз теории и практики : [о работе УНКЦ на базе Территориального центра социального обслуживания населения Первомайского района рассказывает его руководитель Т. Д. Вакушенко] / Т. Д. Вакушенко; бес. Ф. Шкирандо // Мы і час. – 2012. – 17 лістапада. – С. 2.

Вакушенко, Т. Д. Партнерство вуза и учреждения социального обслуживания в формировании профессиональных компетенций будущих специалистов по социальной работе / Т. Д. Вакушенко, Т. А. Старинская // Современное образование Витебщины. – 2013. – № 1. – С. 41–44.

Вакушенко, Т. Д. Роль учебно-научно-консультационного центра как инновационного проекта ВГУ имени П. М. Машерова в профессиональной подготовке специалистов социальной сферы / Т. Д. Вакушенко, И. Э. Балашова // Веснік Віцебскага дзяржаўнага ўніверсітэта імя П. М. Машэрава. – 2014. – № 2. – С. 113–118.

Вакушенко, Т. Д. Высоко-квалифицированные специалисты по социальной работе – ключевой фактор в обеспечении качества социальных услуг и развития системы социального обслуживания Витебской области / Т. Д. Вакушенко, В. Н. Астапенко // Современное образование Витебщины. – 2020. – № 2 (28). – С. 7–12.

20190412 164109 IMG 20200110 100408 920
xudv fypd5c 2  DSC0337

7ugh7uqazjq

Научная этнопедагогическая школа была основана в 1982 году. Руководителем с даты основания научной школы и до января 2020 года являлась доктор педагогических наук, профессор Анна Петровна Орлова.

В настоящее время руководит научной школой ученица Анны Петровны - кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой Елена Леонидовна Михайлова.

Состав научно-педагогической школы «Этнопедагогика» в настоящее время - 12 человек, в том числе, 2 молодых ученых до 35 лет; в их числе 8 кандидатов наук (защита диссертации последнего кандидата наук состоялась в мае 2021 года). За период деятельности научной школы подготовлены: 1 доктор педагогических наук, 8 кандидатов педагогических наук, 12 магистров педагогических наук.

Основными направлениями научных исследований, проводимых в рамках данной научной школы является разработка вопросов истории педагогики и образования, проблем народной, социальной и специальной педагогики. В контексте названных направлений исследуется ряд актуальных проблем:

  1. Всемирный историко-педагогический процесс.
  2. Становление и развитие социальной педагогики в Беларуси.
  3. Развитие системы специального образования Республики Беларусь в постсоветский период.
  4. Система образования российско-белорусского приграничья: от имперского к советскому опыту организации (конец XIX– 1920-е гг.).
  5. Формирование системы социально-педагогического образования специалистов социальной сферы в Республике Беларусь: региональный аспект.
  6. Формирование культурно-толерантной личности в поликультурном социуме.
  7. Этнокультура как детерминанта, определяющая успешность профессиональной подготовки будущих специалистов в поликультурном социуме: этнопедагогический аспект.
  8. Поликультурная среда вуза как условие реализации индивидуальной траектории профессионального становления будущего специалиста: этнопедагогический аспект.
  9. Подготовка специалистов социальной сферы к формированию нравственного и физического здоровья личности с учетом этнокультурных особенностей региона.
  10. Традыцыі эстэтычнага выхавання ў беларускай народнай педагогіцы канца XIX – пачатку XX стагоддзяў.
  11. Этнопедагогизация образовательного пространства города.

Под руководством профессора А.П. Орловой защищено 8 диссертаций на соискание ученой степени кандидата педагогических наук:

  • Елена Эдвардовна Кривоносова «Ідэі маральнага выхавання ў белорусскай народнай педагогіцы» (1998);
  • Михайлова Елена Леонидовна, «Фарміраванне маральнага і фізічнага здароўя асобы ў беларускай народнай педагогіцы канца XIX – пачатку ХХ стагоддзяў» (2009);
  • Андрущенко Наталья Юрьевна, «Становление и развитие социальной педагогики в Беларуси (1917–1936 гг.)» (2010);
  • Савицкая Татьяна Витальевна, «Развитие системы специального образования Республики Беларусь в 1991-2010 годы» (2013);
  • Бусел Екатерина Николаевна «Развитие системы образования Витебской губернии второй половины XIX –начала ХХ века)» (2013);
  • Туболец Светлана Григорьевна «Традыцыі эстэтычнага выхавання ў беларускай народнай педагогіцы (канец XIX – пачатак XX ст.)» (2015);
  • Денисова Иоланта Васильевна «Развитие музыкального образования в Витебской губернии: вторая половина XIX – начала XX века)» (соруководитель: доктор педагогических наук Е.С. Полякова) (2021);
  • Щепеткова Наталья Владимировна «Развитие непрерывного педагогического образования в системе «колледж-университет» в Республике Беларусь (1991-2019)» (соруководитель: кандидат педагогических наук Е.Л. Михайлова).

Создан комплекс учебно-методических и научных работ в рамках этнопедагогики: разработан авторский курс «Этнопедагогика»; опубликованы учебные пособия «Этнопедагогика: теория нравственного воспитания» (гриф МО РБ), «Валеалогія: этнапедагагічны аспект» (гриф МО РБ), пособия для педагогов общеобразовательных учреждений и учреждений внешкольного воспитания и обучения «Народная педагогіка ў выхаваўчай рабоце школы» и «Народная педагогіка як сродак выхавання вучняў» (Рекомендованы Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь); «Теория и практика социально-педагогической работы с семьей (гриф УМО); «История социальной педагогики» (гриф МО РБ); «История педагогики» (гриф МО РБ); изданы монографии «Преемственность народной и научной педагогики в развитии теории нравственного воспитания», «Традыцыі эстэтычнага выхавання ў беларускай народнай педагогіцы», «Развитие образования, школы и педагогики в Беларуси в период XIX – начала XXI века», «Профессиональное становление будущего специалиста в поликультурной среде вуза: реализация индивидуальной траектории», «Формирование культурно-толерантной личности: этнопедагогический аспект», «Русский и белорусский фольклор как фактор формирования этнической идентичности младших школьников», «Этнапедагагічная падрыхтоўка спецыялістаў сацыяльнай сферы ва ўмовах полікультурнага соцыуму: тэарэтыка-метадалагічны аспект», «Научное обеспечение модели этнопедагогической подготовки будущих специалистов социальной сферы к профессиональной деятельности в поликультурном социуме», «Научно-методическое обеспечение профессиональной подготовки специалистов социальной сферы». Это позволило: качественно усовершенствовать преподавание курсов «Этнопедагика» и «Педагогика»; на более качественном уровне формировать этнопедагогическую компетентность специалистов социальной и образовательной сфер, в том числе за счет разработки и преподавания факультативной дисциплины «Этнопедагогические основы профессиональной деятельности»; повысить уровень международного сотрудничества (в рамках соглашения между УО «ВГУ им. П.М.Машерова» и НОУ «Институт психологии и педагогики» (Москва), а также налаживания и поддержке партнерских научных связей с научными учреждениями и профильными факультетами и кафедрами вузов Беларуси и стран ближнего и дальнего зарубежья, в том числе: с УО «Белорусский государственный университет», УО «Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка», Московским социальным университетом (г. Москва, РФ), Смоленским государственным университетом (г. Смоленск, РФ), Институтом развития дошкольного образования РАО (г. Москва, РФ), Мордовским государственным педагогическим институтом им. М. Е. Евсевьева (г. Саранск), Российским университетом Дружбы Народов (г. Москва); Ярославским государственным педагогическим университетом имени К.Д. Ушинского, Псковским государственным университетом, Санкт-Петербургской академией постдипломного педагогического образования. В 2020 году благодаря научным мероприятиям и стажировке научное сотрудничество кафедры пополнилось за счет взаимодействия с профессорами следующих университетов: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург, РФ), Полтавский национальный педагогический университет имени В.Г. Короленко (Украина)).

Разработан принципиально новый учебный комплекс по истории образования и педагогике, в который вошли как лекционные, так и учебно-методические материалы для организации самостоятельной работы студентов (цикл учебных пособий получил гриф Министерства образования РБ) и учебное пособие по истории социальной педагогики (присвоен гриф Министерства РБ).

В рамках научной школы, начиная с 2005 года, организовано 12 международных научно-практических конференций, где актуализировались проблемы этнопедагогики.

Основные научные публикации школы - свыше 400 научных работ, в том числе 10 монографий, более 40 учебных пособий (15 имеют гриф Министерства образования Республики Беларусь).

patriot photo 2020 06 11 14 46 41 b6c9d020a8d98865ed811f64277eddcc logo Баннер Витебские вести banner vitbichi 02 правоby
logo god kachestva FEST STYLE 2024 600х400 МинЛоготип105 20220707 pravovoj forum belarusi img211109 02 Приложение 3 Баннер ПРО русск qr code 3 12 100229 1 157722 Изображ соцсети 1

Витебский государственный университет имени П.М. Машерова

home Адрес: 210038, г. Витебск, пр-т Московский, 33.

phone Телефон: (+375 212) 37-49-59 (приемная ректора)

printer Факс: (+375 212) 37-49-59

comment E-mail: info@mail-vsu.by

Социальные сети:

© Учреждение образования "Витебский государственный университет имени П.М. Машерова"