Студенческая наука — это:
увлекательно
эффективно
перспективно!
Научно-исследовательская деятельность студентов является продолжением и углублением учебного процесса, составной частью, подготовки квалифицированных специалистов с высшим образованием, способных самостоятельно решать профессиональные, научные и организационные задачи, содействует формированию готовности будущих специалистов к творческой реализации полученных в университете знаний, умений и навыков.
Кафедра германской филологии предоставляет всем студентам, как уже имеющим некоторый опыт выполнения работ исследовательского характера, так и впервые пробующим сформулировать собственные научные гипотезы в области проблем лингвистики и межкультурных коммуникаций, самые широкие возможности для занятий разными формами научно-поисковой деятельности.
Основные формы участия студентов в научно-исследовательской деятельности кафедры
1) проведение исследований в качестве членов студенческого научного кружка;
2) подготовка докладов и выступления на студенческих научных конференциях;
3) Подготовка публикаций для научных журналов и сборников;
4) участие в конкурсах научных работ студентов различного уровня;
5) оказание помощи учащимся в выполнении работ исследовательского характера на филиале кафедры;
6) выполнение курсовых и дипломных работ в рамках освоения учебного плана.
Студенческий научный кружок
«ДИАЛОГ ЯЗЫКОВ И КУЛЬТУР»
Руководитель кружка – Шеверинова Ольга Валерьевна, кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой германской филологии.
Задача кружка – организация научно-исследовательской работы студентов, имеющих желание заниматься научно-исследовательской деятельностью в сфере научных направлений и интересов кафедры.
Цель – углубление лингвистических знаний студентов о современных тенденциях в изучении языков, знакомство с мировыми и отечественными достижениями лингвистической науки, выработка и совершенствование умений и навыков ведения научно-исследовательской деятельности и написания научных работ по актуальной проблематике современного языкознания и лингвокультурологии и умения защищать свои научные позиции.
ПЛАН РАБОТЫ
студенческого научного кружка кафедры германской филологии
«Диалог языков и культур»
на 2025/2026 уч. год
Цель и задачи создания и работы студенческого научного кружка
Студенческий научный кружок (далее СНК) это одна из форм организации научной и учебно-научной деятельности студентов, которая реализуется через привлечение студентов к исследовательской деятельности, содействие в выборе научного направления, проведение научных заседаний, заслушивание и обсуждение на них докладов, а также привлечение студентов к участию в студенческих научных мероприятиях различного уровня. Вовлечение студентов в научно-исследовательскую работу позволяет активизировать учебно-познавательную деятельность студентов, повысить мотивацию студентов к глубокому и осознанному усвоению теоретических знаний и практических навыков в осуществлении широкой познавательной деятельности в процессе профессиональной подготовки специалиста.
Основная цель создания и работы студенческого научного кружка (далее СНК) «Диалог языков и культур» кафедры германской филологии – создание благоприятных условий для углубленного профессионального формирования будущих специалистов, привлечение их к участию в практически значимых научных исследованиях, проводимых на базе факультета и университета; обеспечение возможности для каждого студента реализовать свое право на творческое развитие личности в соответствии с его способностями и потребностями.
Основные задачи работы СНК:
- создание условий для реализации научной и творческой активности студентов;
- оказание помощи в выборе научного направления;
- содействие в повышении уровня научно-методической подготовки студентов;
- оказание помощи студентам в проведении самостоятельного научного поиска, организационно-методическом обеспечении их научной работы;
помощи в подготовке научных работ студентов к участию в конкурсах студенческих научных работ и научных конференциях;
- оказание помощи в публикации научных работ студентов в изданиях различного уровня;
-привлечение студентов к проведению научно-практических исследований и научно-практических мероприятий по тематике НИР кафедры, факультета, университета;
- повышение качества профессиональной подготовки будущих специалистов.
План и тематика заседаний
студенческого научного кружка «Диалог языков и культур»
на 2025/2026 уч.г.
|
№ |
Дата |
Тема заседания СНК |
Ответственный |
|
1. |
25.09. 2025 |
1. Итоги работы СНК в 2024–2025 учебном году, задачи и организация работы СНК. Рассмотрение и утверждение основных направлений и проблематики научных исследований на предстоящий учебный год. 2. Выборы старосты студенческого научного кружка. 3. Об участии членов СНК в Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «XIХ Машеровские чтения» 23.10.2025 г. |
Шеверинова О.В., научный руководитель СНК |
|
2. |
30.10. 2025 |
1. Об участии членов СНК в разработке отдельных вопросов общефакультетской научной темы «Гуманитарные науки как фактор сохранения и укрепления ценностного суверенитета белорусского государства» 2. «Методика выбора темы, научного исследования, осуществления библиографического поиска, сбора и систематизации языкового материала и методы исследовательской работы с ним» - мастер-класс для студентов1-2 курсов, включающихся в научно-исследовательскую деятельность. |
Вардомацкий Л.М. Юнгвирт Элиза, студентка 5-го курса специальности ЛОМК |
|
3. |
18.12. 2025 |
1. Обсуждение научного доклада студентки 5-го курса ЛОМК Юнгвирт Ванессы «Экономическая терминология в контексте проблем перевода. Лингвистический анализ» 2. О подготовке членами СНК научных работ к участию в Республиканском конкурсе студенческих научных работ. |
Юнгвирт Ванесса Староста СНК |
|
4. |
26.02. 2026 |
1. Обсуждение предварительных результатов научного исследования студентки 4-го курса Могучей Дарьи «Возможности и особенности использования ИИ для совершенствования практики разговорного английского (на примере использования приложения Character.ai» 2. О подготовке к участию в работе XIV Международной научно-практической конференции «Молодость. Интеллект. Инициатива» (подготовка выступлений, подготовка материалов к публикации. |
Могучая Дарья, Староста СНК |
|
5. |
23.04. 2026 |
1. Обсуждение научного доклада студентки 4-го Коваленко Карины «Лингвокультурная адаптация в переводах романа М. Петросян «Дом, в котором…» на английский язык. 2. Работа над языком и стилем научного текста. |
Коваленко Карина Вардомацкий Л.М. |
|
6. |
22.05. 2026 |
1. О результатах научно-исследовательской деятельности членов СНК «Диалог языков и культур» в 2025-2026 уч.г. |
Шеверинова О.В., научный руководитель СНК, староста СНК. |
Примерная тематика для научных разработок
членами СНК «Диалог языков, и культур»
в 2025/2026 уч.г.
|
- Языковые лакуны в англоязычных текстах официально-делового стиля и способы их передачи при переводе |
|
- Явление межъязыковой лакунарности как идентификатор культурной самобытности (на материале лакун английского и русского/белорусского языков) |
|
- Межъязыковые лакуны в экономическом дискурсе (на материале английского и русского/белорусского языков) |
|
- Компаративный анализ перевода экономических терминов на материале онлайн-версий издания "Экономическая газета" (Республика Беларусь) и журнала "World Economic Magazine" (США) |
|
- Прагмалингвистические особенности газетного заголовка (на материале белорусских и немецких печатных СМИ) |
|
- Лингвистическая специфика современной русско- и англоязычной интернет-коммуникации (на примере комментариев в социальных сетях) |
|
- Межъязыковая интерференция и ее преодоление при изучении английского и французского зыков в процессе практической подготовки переводчиков. |
|
- Современная нефтехимическая терминология и номенклатура в русском и английском языках: состав, особенности и возможные сложности перевода. |
|
- Лексика предметной области «финансы и кредит» в русском и английском языках: состав, особенности и сложности перевода |
|
- Лингвистические средства и способы создания привлекательного имиджа компании на внешних рынках(на примерах промышленных предприятий Беларуси) |
|
- Межъязыковая интерференция и ее преодоление при изучении английского и французского зыков в процессе практической подготовки переводчиков. |
|
- Современная нефтехимическая терминология и номенклатура в русском и английском языках: состав, особенности и возможные сложности перевода. |
|
- Лексика предметной области «финансы и кредит» в русском и английском языках: состав, особенности и возможные сложности перевода |
|
- Перевод деловой корреспонденции в условиях межкультурного общения: стратегии и трудности |
|
- Экспрессивная лексика в экономической публицистике: сравнительно-сопоставительный аспект (на материале русскоязычных и англоязычных текстов) |
|
- Наименования лиц женского пола в русском и немецком языках: сравнительно-сопоставительный аспект |
|
- Стратегии перевода идиом в экономическом дискурсе (на материале англоязычной прессы) |
|
- Особенности языкового и речевого поведения участников деловых переговоров |
|
- Особенности перевода сокращений и аббревиатур в экономическом дискурсе |
|
- Прагмалингвистические особенности интернет-сайта компании «Интер-фрейт» |
|
- Речевое манипулирование в информационном пространстве сайта (на материале сайтов предприятий г. Витебска) |
|
- Структурно-семантические особенности названий музыкальных групп в немецком и английском языках |
|
- Структурно-прагматический анализ цифрового дискурса (на материале англоязычногоYoTubeкомментария) |
- Гуманитарные ценности белорусского народа как лингвокультурологический материал к урокам иностранного языка в системе лингвистической подготовки учащихся
- Лингвокультурологические особенности и возможности передачи названий реалий Беларуси средствами английского языка (на примере перевода на английский язык одного из белорусских художественных произведений).
Некоторые научные достижения членов кружка за 2024/2025 уч.г.
Только за первое полугодие члены студенческого научного кружка «Диалог языков и культур»
ВЫСТУПИЛИ с докладами на 39-ти научных конференциях различного уровня, в том числе, и за рубежом.
ОБУБЛИКОВАЛИ в сборниках научных статей, материалах конференций – 57 научных работ по результатам своих исследований.
ВНЕДРИЛИ 16 разработок в учебный процесс нашего университета и школ г. Витебска, о чем свидетельствуют акты о внедрении.
ПРИНЯЛИ УЧАСТИЕ в Республиканском конкурсе студенческих научных работ. Причем все представленные работы были оценены соответствующими категориями две – первая категории, две – вторая и две – третья категория.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |




























