Одним из самых серьёзных вызовов современному миру является расстройство аутистического спектра. Первые сообщества по проблемам аутизма были основаны в Англии и Дании в 1962 году, а впоследствии и во многих других странах. С того времени достигнуты ошеломительные результаты в осознании проблемы и в развитии медицинских, образовательных и социальных услуг для детей с аутизмом и их семей.
31 марта состоялась областная конференция на тему «Опыт организации помощи детям с расстройствами аутистического спектра: вызовы и решения», в работе которой приняли участие представители педагогического факультета и факультета социальной педагогики и психологии.
В работе конференции приняли участие сотрудники института инклюзивного образования УО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», УО «Витебский государственный университет имени П.М. Машерова», Витебского областного института развития образования; руководство Витебского областного отделения РОО «Белорусский детский фонд»; представители учреждений здравоохранения и социальной защиты, специалисты отделов (управлений) по образованию райгорисполкомов; руководители ЦКРОиР, вспомогательных школ, специальных дошкольных учреждений; педагоги, осуществляющие персональное сопровождение детей с аутистическими нарушениями; педагогические работники учреждений дошкольного, общего среднего и специального образования Витебской области и законные представители детей с аутистическими нарушениями.
Участники конференции побывали на выставке материалов и детских творческих работ «Дети дождя: услышать, понять, помочь». «Свет наших побед» – такое яркое и запоминающееся музыкальное приветствие участникам конференции было от воспитанников ресурсного центра по работе с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС) и обучающихся в учреждениях г. Витебска и Витебского района.
На пленарном заседании конференции с докладом «Региональный ресурсный центр инклюзивного образования как модель инновационной образовательной практики» выступила доцент кафедры психологии, кандидат психологических наук Светлана Владимировна Лауткина. Ее яркое выступление не оставило равнодушных в зале.
Старший преподаватель кафедры коррекционной работы Швед Мария Войтеховна являлась модератором одной из секций конференции, на которой рассматривались вопросы создания специальных условий для обучения и воспитания лиц с расстройствами аутистического спектра с учетом их образовательных потребностей, взаимодействия субъектов образовательного процесса при организации адаптивной образовательной среды для детей данной категории.
Во второй половине дня работали секции при учреждениях образования, имеющих практику обучения детей с РАС. Модераторами секции № 3 в ГУО «Октябрьская средняя школа Витебского района имени Героя Советского Союза И.П. Соболева» были С.В. Лауткина и заместитель директора по основной деятельности ГУО «ВОЦКРОиР» Т.Ю. Радкевич.
Для части аудитории работа секции проходила в онлайн формате. Выступающие на секции (руководители, учителя-дефектологи, воспитатели персонального сопровождения, родители воспитанников) познакомили с клинико-психолого-педагогической характеристикой детей с РАС, опытом использования средовых ресурсов в работе с ними, техниками и технологиями в работе с такими детьми.
Участие в работе конференции приняли и студенты-волонтеры кафедры коррекционной работы. Студентки 42 группы (специальность «Олигофренопедагогика») были задействованы в проведении флешмоба «Зажги синим» с участием воспитанников ресурсного центра «Услышать. Понять. Помочь», их родителей и педагогов.
Вся конференция прошла на одном дыхании. Было очень интересно и полезно. Интеграция различных служб, полученные знания и умения позволят специалистам развивать профессиональные компетенции в работе с детьми с РАС, а приемы, способы, техники использовать родителям в сопровождении своих «особенных» деток.