Календарь событий

 

Традиционно накануне Дня учителя были подведены итоги конкурса профессионального мастерства «Учитель года Республики Беларусь – 2023». На протяжении практически года за звание лучшего учителя страны боролись 56 участников из разных уголков нашей Родины. В суперфинал вышли 8 человек, а победу одержал Сергей Шаминский (в номинации «Музыка, изобразительное искусство, трудовое обучение, черчение, физическая культура и здоровье, допризывная подготовка»).

ОО

Сергей Михайлович – учитель изобразительного искусства Довской средней школы Рогачевского района и, что особенно важно для нас, выпускник художественно-графического факультета ВГПИ имени С.М. Кирова (сегодня – ВГУ имени П.М. Машерова). Он рассказывает читателям газеты «Мы і час» о своем студенчестве, профессиональном мастерстве и, конечно, о победе в конкурсе.

– Сергей Михайлович, откуда у вас любовь к рисованию?

– Это увлечение родом из детства. А благодаря маме сохранились мои рисунки даже того периода, когда я ходил в детский сад! В архиве есть и студенческие работы, которые я часто использую на своих уроках, когда мы проходим ту или иную тему. Я очень рад, что в свое время учился именно на худграфе ВГПИ, где получил настоящее образование, ставшее фундаментом всей жизни.

Знаете, есть такие жизненные этапы, которые навсегда остаются в памяти, и такие места, куда всегда хочется вернуться, хотя бы во сне. У меня такой отпечаток оставили в душе деревня, где я провел детство, служба в армии и витебский художественно-графический факультет. Я не знаю, как он выглядит сегодня, наверняка, там все очень изменилось (Сергей Шаминский не был в университете с 1997 года – прим. автора), но во сне нередко я хожу по знакомым со времен студенчества коридорам и заглядываю в аудитории…

7 8

– Чем вам запомнились студенческие годы на худграфе?

– Это было замечательное время! С одной стороны, это учебные занятия, кружки, просмотры работ, выставки… С другой – активная общественная и культурная деятельность. Я был председателем профбюро факультета, в связи с этим у меня было немало дополнительных обязанностей. Например, напомню, что речь идет о конце 80-х годов, мне нужно было раздавать талоны на продукты и другие товары студентам через профоргов групп, затем собирать обратно деньги или талоны. К сожалению, общественные поручения нередко приходилось выполнять во время пар, пропускать занятия было очень жалко. Хотя, честно признаюсь, я все успевал, и мои работы часто отбирались в фонд факультета.

Были и курьезные случаи. Первая совместная с однокурсниками студенческая выставка, проходившая в кинотеатре «Спартак», началась для меня неожиданно. Одна из трех работ, которые я представил, была украдена неизвестными лицами прямо из кинотеатра еще до открытия экспозиции. К сожалению, зрители ее так и не увидели.

Кстати, когда я был на пятом курсе, преподаватель Валерий Константинович Лебедко принес мне мои работы за предыдущие годы учебы и предложил их перефотографировать у Ильи Михайловича Терентьева, который в то время в главном корпусе вел фотокружок. Илья Михайлович посоветовал мне переснять работы самому, т.к. я длительное время занимался у него в фотокружке и даже получил документ, что могу руководить таким объединением по интересам. Я все отснял на специальную пленку МЗ-3Л, проявил ее и отнес В.К. Лебедко. Он, просмотрев фотоматериал, прокомментировал: «Вот Ильюша – вот молодец, сразу видно, что мастер фотографировал!». Я не стал ему возражать. Он вернул мне рисунки, взяв себе фотопленку. Я очень признателен Валерию Константиновичу, что благодаря ему сохранились многие мои графические работы.

Вместе с ними в альбоме я храню билеты на различные мероприятия, которые проходили в главном корпусе института. К примеру, нам, студентам, довелось встретиться и пообщаться с великими актерами советского кино: Татьяной Лавровой, Виталием Соломиным, Николаем Еременко и другими. Их автографы я бережно храню до сих пор.

3 4

В глазах детей и молодежи педагог – это пример. А кто из преподавателей худграфа в свое время был примером для вас?

– Практически все преподаватели легко могли установить контакт со студентами, не только мастерски преподносили материал, но и оставались при этом хорошими людьми. Хотелось бы вспомнить кураторов П.П. Анащенко и И.И. Колодовского (после первого курса Сергей Шаминский с однокурсниками ушел служить в армию на два года, потом они вернулись на второй курс, но уже в другую группу, отсюда и два куратора – прим. автора), а также педагогов: И.П. Хитько, С.Х. Долматова, В.И. Коваленко, В.В. Куленёнка, В.Ф. Железнякова, Л.М. Цыбульского и многих других. Я благодарен всему педагогическому коллективу худграфа за то, что получил художественное и педагогическое образование, что стал учителем и могу передать подрастающему поколению свои знания и навыки.

Приведу один пример. Сегодня педагогу не рекомендуется работать в альбоме учащегося. А я вспоминаю, как наш куратор на первом курсе подошел ко мне и в углу моей работы показал, как правильно наносить штриховку. И я, глядя на этот образец, не только смог сделать штриховку на всем листе формата А1, но и запомнить принцип на всю жизнь. Этому меня и научили на худграфе: надо сделать один волшебный штрих, благодаря которому ученик сможет стать мастером.

Кстати, уже получив диплом об окончании института, мы с одногруппником еще почти месяц жили в общежитии: старались где-то подзаработать, применив свои художественные способности, иногда гуляли по городу, продолжали наведываться на родной факультет – уж очень не хотелось уезжать. Я даже подходил к В.П. Климовичу (тогда декан ХГФ – прим. автора), спрашивал, можно ли поступить на худграф еще раз, так хотелось еще поучиться и, казалось, что пяти лет явно мало!

5 6

– Говорят, что настоящий студент лишь тот, кто жил в общежитии…

– Полностью согласен. На втором курсе нас заселили на третий этаж общежития по адресу Фрунзе, 33. Мы, худграфовцы, жили одной семьей, вместе отдыхали, готовили еду, поддерживали друг друга, ходили в гости, отмечали праздники… Да что говорить, по коридорам ребята, которые занимались зимними видами спорта, катались на лыжах! В то время само общество было более семейного типа. К сожалению, современным детям этого чувства коллективизма, наверное, не достает.

– В одном из интервью вы отмечали, что после завершения обучения вам предлагали остаться в институте, но вы решили вернуться в родную деревню.

– Если честно, во время учебы в институте я даже не задумывался о том, что буду работать учителем. Мне, как и многим, казалось, что мы станем известными художниками. Но на четвертом курсе я проходил педагогическую практику в своей родной школе, и директор, оценив мою работу, сказал: «Только к нам».

В институте мне действительно предлагали остаться, поступить в аспирантуру и преподавать, как и во время службы в армии, рекомендовали подать документы в высшую партийную школу при ЦКВЛКСМ в Москве. Наверное, я человек домашний, деревенский, потому отказался от всех предложений и вернулся домой. Кто-то же должен учить детей в деревне. За годы работы настолько прикипел к детям и работе, что уже 33 года тружусь в родной школе. Веду занятия не только по изобразительному искусству, но и черчение, технический труд, отечественную и мировую художественную культуру. Также один раз в неделю преподаю в соседней Серебрянской базовой школе.

Кстати, мой друг и одногруппник Володя Васильев остался на витебском худграфе, работал в качестве преподавателя. Я приезжал потом к нему несколько раз, приходил в институт и смотрел, как работают студенты на занятиях.

– Почему вы решили принять участие в конкурсе «Учитель года Республики Беларусь»?

– Впервые я принимал участие в этом конкурсе в 2017 году, но тогда пришлось сойти с дистанции по причине травмы. В 2020-м я был в составе инициативной группы участника от нашего региона, а в 2022 году мне в школе предложили все-таки «добить» этот конкурс.

Могу сказать, что участвовать в нем – непросто. Я как-то посчитал, что с ноября 2022 года по октябрь 2023-го прошел свыше 32 испытаний: выступления перед общественностью, уроки в незнакомых классах и школах, проведение мастер-классов в различных городах… Нужны были идеи, тексты – все это придумывалось по ночам, за этот год грань между днем и ночью просто стерлась!

Этому конкурсу я отдал все и даже больше. Лучше всех об этом знает моя семья и, в первую очередь, жена Татьяна, которая всегда была рядом, выступала первым слушателем и критиком, вместе со мной учила стихи и песни… За это я очень ей благодарен.

– Как вы считаете, что помогло вам победить?

Я делал все добросовестно и искренне. Не думал, что дойду до финала и одержу победу. Когда ты честен перед конкурсом, самим собой и людьми, которые в тебя верят, тогда все и получается.

Хочу заметить, что эта победа – не моя единоличная, а сотен, может быть, тысяч людей, которые поверили в меня. Проведение данного конкурса доказывает, что профессия учителя по-прежнему актуальна и востребована.

– Вы работаете в одной школе более тридцати лет. Никогда не было мысли что-то поменять, уйти из профессии или, например, переехать из агрогородка в районный или областной центр?

– Я люблю свою работу и детей, потому таких мыслей у меня не возникает. Интересно, что когда в рамках конкурса я проводил уроки в разных городах нашей страны, то учащиеся удивлялись, что я являюсь сельским учителем. Мое же твердое убеждение, что не всем надо стремиться в город, нужно беречь деревенскую школу – это то, что поможет деревне сохраниться.

2 1

– Какими качествами, с вашей точки зрения, должен обладать современный учитель и как найти подход к детям?

– Мне кажется, что личная мотивация и заинтересованность в предмете помогут начинающему специалисту стать настоящим педагогом в будущем. Из человеческих качеств я бы наделил хорошего учителя добротой и искренностью, очень важно, несмотря на различные ситуации, которые возникают, не озлобиться, не стать агрессивным, сохранить в себе человечность.

К сожалению, в начале 2000-х годов компьютеры, а сейчас мобильные телефоны, образно говоря, «украли» наших детей из школы. Очень важно их «вернуть» обратно, а для этого они должны видеть заинтересованного учителя. Мне лично помогает еще и то, что в душе я по-прежнему остаюсь ребенком. Ученики это понимают, и мы легко находим общий язык.

– Из нашего разговора видно, что в первую очередь вы учитель, педагог… А как же творческая деятельность?

– Главный посыл худграфа – это творчество, потому, конечно, оно всегда со мной рядом. Я продолжаю заниматься графикой, частично живописью, деревообработкой, росписью природных и искусственных объектов. А еще вот уже 13 лет увлекаюсь росписью перьев, меняя и деформируя их форму, чтобы превратить в те объекты, которые изображаю.… Все это, безусловно, несу в школу, чтобы показать детям, вдохновить их, сделать что-то вместе. Как результат – каждый месяц в школе я организовываю выставки ученических работ, специально рисую афишу, продумываю экспозицию…

Что касается меня лично, то за прошедшие годы неоднократно проходили персональные выставки как у нас в регионе, так и за границей. Сейчас пытаюсь заняться систематизацией и каталогизацией своих и ученических работ.

– Сергей Михайлович, спасибо за содержательную беседу. Новых профессиональных успехов и открытий, творческих поисков и интересных находок, благодарных учеников, здоровья и вдохновения.

– Спасибо. А от меня большой привет и наилучшие пожелания всему художественно-графическому факультету. Для меня это высшая школа образования, которой я всегда буду благодарен!

Алеся Дубровская.
Фото из архива респондента.

patriot photo 2020 06 11 14 46 41 b6c9d020a8d98865ed811f64277eddcc logo Баннер Витебские вести banner vitbichi 02 правоby
logo god kachestva FEST STYLE 2024 600х400 МинЛоготип105 20220707 pravovoj forum belarusi img211109 02 Приложение 3 Баннер ПРО русск qr code 3 12 100229 1 157722 Изображ соцсети 1

Витебский государственный университет имени П.М. Машерова

home Адрес: 210038, г. Витебск, пр-т Московский, 33.

phone Телефон: (+375 212) 37-49-59 (приемная ректора)

printer Факс: (+375 212) 37-49-59

comment E-mail: info@mail-vsu.by

Социальные сети:

© Учреждение образования "Витебский государственный университет имени П.М. Машерова"