Основными формами привлечения студентов к выполнению НИР являются:
1) написание дипломных и курсовых работ в рамках выполнения учебного плана;
2) участие в конкурсах научных работ;
3) проведение исследований в качестве членов студенческого научного кружка.
На кафедре германской филологии под руководством зав.кафедрой О.В. Шевериновой организована работа СНК «Диалог культур и языков». Деятельность студенческого научного кружка «Диалог языков и культур» осуществляется в рамках таких научных направлений, как теория и практика межкультурной коммуникации и сопоставительная типология русского и иностранного языков и включает в 2023–2024 учебном году разработку проблематики, посвященной сохранению национальных традиционных ценностей и ориентиров белорусского народа.
Профессорско-преподавательский состав кафедры осуществляет также научно-методическое руководство высокомотивированными студентами-первокурсниками. На декабрь 2023 г. в научно-исследовательскую деятельность вовлечены 37 высокомотивированных студента-первокурсника специальности «Лингвистическое обеспечение межкультурной коммуникации (с указанием языков)».
Студенты старших и выпускных курсов регулярно представляют результаты своей научно-исследовательской работы на заседаниях СНК, апробируют в качестве секционных докладов на различных международных, республиканских и региональных научно-практических конференциях и иных мероприятиях ВГУ имени П.М. Машерова (презентация научных кружков и школ кафедр, деятельности молодежных общественных объединений «Выбирай: наука + активности!» для студентов 1 курса и др.), имеют публикации (тезисы, материалы, статьи), внедряют в учебный процесс ГУО г. Витебска и ВГУ имени П.М. Машерова, а также в деятельность предприятий реального сектора экономики г. Витебска.
За 2023 год студентами подготовлено 48 публикаций по итогам участия в различныхнаучно-практических конференциях:
- International Scientific and Practical Conference of Young Researcher «VECTOR 3.0». Proceedings of International Scientific and Practical Conference (Vitebsk, February 24, 2023)
- V Международная научно-теоретическая конференция студентов и молодых учёных, посвящённая 80-летию РязГМУ им. акад. И. П. Павлова «Межкультурная коммуникация в едином образовательном пространстве: проблемы и перспективы» (Рязань, 17 марта 2023 г.)
- Международная научно-практическая конференция студентов и аспирантов «Молодая наука – 2023» (Могилев, 20 апреля, 2023 г.)
- XI Международная научно-практическая конференция студентов и магистрантов «Молодость. Интеллект. Инициатива» (Витебск, 21 апреля 2023 г.)
- V Международная молодежная научно-практическая конференция «Студенческая ономастика в Смоленске и Витебске» (Смоленск, 27 апреля 2023 г.)
- VII Международная научно-практическая конференция учащихся и студентов «Старт в науку 2023»(Орша, 18 мая 2023 г.)
- XII Республиканская студенческая научно-практическая конференция «Лингвистические и социокультурные аспекты иностранного языка» (Брест, 30 мая 2023 г.)
- IV Международная научно-практическая конференция «НАУКА – ПРАКТИКЕ» (Барановичи,19 мая 2023 г.) и др.
В 2023 году студенческие научно-исследовательские работы, выполненные под руководством профессорско-преподавательского состава кафедры, удостоены следующих наград:
- по итогам Республиканского конкурса научных работ студентов 1 работа удостоена I категории, 5 работ имеют II категорию и 2 работы – III категорию;
- 2 диплома I степени (Юнгвирт В. и Юнгвирт Э., 2 курс) и диплом II степени (Шипко П., 2 курс) по результатам участия в научно-практическом семинаре «DasLandderdeutschenPoesie» в рамках Международного научно-практического форума, посвященного празднованию Международного дня поэзии (21–23 марта 2023 г., Псков);
- диплом I степени (Шипко П., 2 курс) и диплом II степени (Королева М. В., Рубникович А. А., 4 курс) по результатам участия в научно-практическом семинаре «DieberühmtenPädagogen, Ideen, Schulen» в рамках Международного научно-практического фестиваля, приуроченного году педагога и наставника в России (15–18 мая 2023 г., Псков);
- 4 диплома I степени (Королева М. В., Рубникович А. А., 4 курс; Юнгвирт В., Юнгвирт Э., 3 курс) и диплом II степени (Шипко П., 2 курс) в онлайн-конкурсе перевода публицистических текстов, посвященных Году педагога и наставника в России (на немецком языке) в рамках I Международного молодежного лингвистического форума (26–29 сентября 2023 г., ФГБОУ ВО «Псковский государственный университет»);
- диплом II степени (Прищепа М., 4 курс) за высокий уровень представленного на конкурс «Молодой ученый» научного проекта «Годонимическая система Суиндона» в рамках VII Всероссийского (с международным участием) научно-практического форума «Наука и общество в XXI веке» (16–17 ноября 2023 года, Военный университет имени князя Александра Невского Министерства обороны РФ).
- диплом I степени (Прищепа М., 4 курс) на XI Международной научно-практической конференции студентов и магистрантов «Молодость. Интеллект. Инициатива» (21 апреля 2023 г., Витебск, ВГУ имени П.М. Машерова);
- диплом I степени (Прищепа М., 4 курс) на Международной научно-практической конференции молодых исследователей «VECTOR 3.0» (24 февраля 2023 г., Витебск, МИТСО).
Перечень научных разработок, согласно актам внедрения за 2023 год
№ |
ФИО разработчика |
Наименование объекта внедрения, разработки.
|
Форма внедрения
|
Примечание |
1 |
Шеверинова О.В., Михолап Н.Н. |
Специфика функционирования одоративной лексики в романе П. Зюскинда «Парфюмер» |
Дипломная работа |
Используется в учебном процессе кафедры германской филологии |
2 |
Шеверинова О.В., Андриянова Э.Д. |
Неологизмы в английском языке (на материале публицистических текстов |
Дипломная работа |
Используется в учебном процессе кафедры германской филологии |
3 |
Шеверинова О.В., Андриянова Э.Д. |
Неологизмы в английском языке (на материале публицистических текстов |
Дипломная работа |
Используется в учебном процессе кафедры белорусской и русской филологии |
4 |
Лапушинская Н.О., Бегеза А.А. |
Фразеологизмы, номинирующие отрицательные черты характера человека в немецком и русском языках: структурный и семантический аспекты |
Дипломная работа |
Используется в учебном процессе кафедры германской филологии |
5 |
Василькова М.В., Пэк А.В. |
Лексика пандемии коронавируса: словообразовательный и функционально-семантический аспекты (на материале немецких СМИ) |
Дипломная работа |
Используется в учебном процессе кафедры германской филологии |
6 |
Василькова М.В., Пэк А.В. |
Лексика пандемии коронавируса: словообразовательный и функционально-семантический аспекты (на материале немецких СМИ) |
Дипломная работа |
Используется в организации туристической деятельности ОДО «ТиШ-Тур» |
7 |
Василькова М.В., Пэк А.В. |
Лексика пандемии коронавируса: словообразовательный и функционально-семантический аспекты (на материале немецких СМИ) |
Дипломная работа |
Используется в учебном процессе кафедры мировых языков |
8 |
Василькова М.В., Журавлева К.Н. |
«Лингвострановедческий словарь регионального города как средство развития ценностей сферы молодежи (на примере г. Витебска) |
Дипломная работа |
Используется в учебном процессе кафедры германской филологии |
9 |
Василькова М.В., Журавлева К.Н. |
«Лингвострановедческий словарь регионального города как средство развития ценностей сферы молодежи (на примере г. Витебска) |
Дипломная работа |
Используется в учебном процессе кафедры мировых языков |
10 |
Василькова М.В., Борисенкова Е.В. |
Специфика лексико-грамматических трансформаций в юридическом переводе |
Дипломная работа |
Используется в учебном процессе кафедры германской филологии |
11 |
Василькова М.В., Борисенкова Е.В. |
Специфика лексико-грамматических трансформаций в юридическом переводе |
Дипломная работа |
Используется в учебном процессе кафедры мировых языков |
12 |
Шилина В.Г. |
История литературы страны изучаемого языка (английский) |
Учебно-методический комплекс |
Используется в учебном процессе кафедры германской филологии |
План работы студенческого научного кружка
«Диалог языков и культур» в 2023−2024 учебном году
№ |
Дата |
Тема заседания СНК |
1. |
29.09.2023 |
Организация работы СНК в 2023–2024 учебном году. |
2. |
27.10.2023 |
1. Сравнительно-типологические исследования на современном этапе развития лингвистики. Проблемы изучения языковых сходств и расхождений. 2. Лингвистический барьер и межкультурная коммуникация. |
3. |
22.12.2023 |
1. Сущность и проблематика языковых универсалий: всеобщее, общее и особенное в языке. 2. Формирование межкультурной компетенции. Специфика и содержание фоновых знаний. |
4. |
23.02.2024 |
1. Описание национальной картины мира носителей разных языков посредством сопоставительного исследования. 2. Язык и культурная тождественность. |
5. |
26.04.2024 |
1. Описание национальной картины мира носителей разных языков посредством сопоставительного исследования. 2. Коммуникативное поведение как один из аспектов владения и овладения иностранным языком. |
6. |
31.05.2024 |
Отчётно-итоговое заседание СНК. |
Примерный список разрабатываемой научной проблематики
- «Мир» и «Семья» как традиционные гуманитарные ценности белорусского народа и особенности их репрезентации в белорусском, русском и английском языках.
- Базовые гуманитарные ценности белорусского народа и их англоязычная вербализация.
- Гуманитарные ценности белорусского народа как лингвокультурологический материал к урокам иностранного языка в системе лингвистической подготовки учащихся.
- Когнитивный потенциал понятий «мир и «семья» в русском и английском языках.
- Концепт «Единство» и средства его реализации в русском/белорусском и английском языках.
- Концепт «Семья» в русской, белорусской и английской лингвокультурах и способы ее иноязычной репрезентации.
- Концепты «Дом» и «Семья» в паремиях русского и английского языков.
- Лингвистические особенности создания мобильного приложения «Васильковый край – Life».
- Названия произведений изобразительного искусства представителей Витебской школы живописи и их англоязычные соответствия: структурно-семантический и переводоведческий аспекты.
- Наименования женщин и мужчин по брачному статусу (на материале многоязычных словарей).
- Понятие «МИР» / «PEACE» как концептуальная категория: способы его интерпретации и вербализации в русском и английском языках.
- Репрезентация эталона успешности человека в сравнительных оборотах белорусского и английского языков.
- Структура и содержание концепта «Брак/Marriage» в языковом сознании белорусов и американцев.
- Сходства и различия пословиц и поговорок в основных жизненных концептах «Дом», «Семья», «Труд» в русской/белорусской и англоязычных культурах.
- Фразеологизмы-антропономинанты как средство объективации национально-культурных ценностей белорусов и англичан: общее и специфическое.
- Лингвострановедческий словарь «Религиозный туризм Витебщины»: лингвокультурологический и переводоведческий аспекты.
- Понятия дружбы и любви, отраженные в пословицах и фразеологизмах: на материале английского, русского и белорусского языков.
- Культура памяти как феномен межкультурной коммуникации (на примере архитектурных памятников Беларуси и Англии).
На кафедре совместно с учащимися школ г. Витебска реализуется
научно-исследовательский проект «Пишем курсовую вместе!»